Рубрика: страницы истории

25.02.2016

Рубрика: страницы истории

 В селе Новый Быт в ДК «Меридиан» с 2011 года открыт музей истории отечественного тракторостроения. 
 Так сложилась жизнь, что Новый Быт и жители села стали причастны к развитию тракторной промышленности в СССР. 
 История отечественного тракторостроения уходит в глубь 18 века.
 Идея обработки земли механической тягой появилась давно. Так, например, в 1763 году Ползуновым И.И. в Сибири была изобретена первая паровая машина для использования ее в горнорудном предприятии и в сельском хозяйстве. Иван Иванович Ползунов является родоначальником всех паровых двигателей. В 1785 – 1788 годах появились работы агронома Комова И.М. о «Земледелии» и о «Земледельческих орудиях». А в 1836 году инженер Гурьев В.П. высказал идею об использовании паровых тягачей при пахоте земли. Год 1843 – Загряжский Д.А. разработал и запатентовал экипаж на гусеничном ходу. В 1878 г. Маевский С. спроектировал и запатентовал гусеничный тягач. Но в конструкции было белое пятно – не был решен вопрос поворота гусеничного тягача. И поэтому ни один из этих патентов не нашел практического применения.
 Во все времена были самородки, которые своими новаторскими идеями опережали время, в котором они жили. К таким новаторам относится Федор Абрамович Блинов – конструктор, самоучка, изобретатель, механик. 
Федор Абрамович Блинов родился в крепостной семье в 1831 году в с.Никольское Вольского уезда Саратовской Губернии. Свою трудовую деятельность он начал в барской кузнице с отцом. Он стал рано понимать металл и механизмы и рано задался вопросом – как применить механическую силу в сельском хозяйстве. Так случилось, что он получил вольную и попал в бурлаки на Волгу. Затем он поступает на пароход «Геркулес» кочегаром, а потом становится помощником машиниста и машинистом. Работая на пароходе Федор Абрамович мечтал создать самоход с паровым двигателем и после 27 летней службы на пароходе, получив наградные, Блинов Ф.А. уходит в родное село. Возвратившись, Блинов Ф.А. мастерит инструменты из металла для обработки земли и различные транспортные средства на конной тяге. Но самое главное первое его изобретение - это вагон на конной тяге, на которое он получил привилегию в Департаменте торговли и мануфактуры 20 сентября 1879 года.
 Ф.А.Блинов будет испытывать свое изобретение на различных дорогах.
 Во время испытаний в Вольске вагон загрузили кирпичами 2000 шт и 30-ю пассажирами, всего 550 пудов веса. И справились с этим грузом всего две лошади. Результаты испытаний его окрыляют.
 В 1880 г. изобретение будет обнародовано. В свет выйдет транспортное средство – деревянный вагон особого устройства на бесконечно стелющихся рельсах для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам на конной тяге. Русский крестьянин Федор Абрамович Блинов не только применил двухгусеничную ходовую систему, но и понял, как она должна работать - за счет разности оборотов, за счет отстающей и убегающей гусеницы. Блинов намного лет опередил современную его времени технику.
 Гусеничный ход производил революцию в технике движущихся машин.
Это было чудесно и действительно имело громадное экономическое значение. Убедившись, что двухгусеничная ходовая система работает, Федор Абрамович принимается за основную свою идею – создание самохода с паровым двигателем. 
 Денег на создание самохода не было. И он принимает решение разрабатывать пожарные насосы. В 1887 году берет в аренду старенький чугунолитейный завод в селе Балаково Саратовской Губернии. Запускает в производство пожарные насосы. Страна деревянная, пожары случались, и насосы были востребованы. Доход от продажи насосов Блинов использовал для создания самохода с паровым двигателем.
 В 1889 году Блинов Ф.А. заканчивает самоход и демонстрирует его в работе на сельскохозяйственной выставке в Саратове.
 По данным Костровского В.В., который опирается на рассказы очевидцев, конструкция имела вертикальный паровой котел, отапливаемый сырой нефтью и два паровых двигателя, крутящий момент на ведущие звездочки гусеницы передавался через цилиндрические шестерни. В задней части рамы находилось место машиниста и паровой котел с топочной камерой. Устройство самохода во многом определялось тем, что изобретатель долгое время работал на пароходе, отсюда и термин – будка капитана, оттуда шло командование. Команды выполнял машинист. Команды: «один цилиндр вперед», «другой назад» – самоход вращался на одном месте; «вперед оба цилиндра» – самоход двигался вперед.
 В процессе испытаний самоход преодолевал многие препятствия, но имел плохую управляемость и из-за этого в одном из заездов самоход претерпел серьезную аварию. 
 В 1893 году, осознав все свои недоработки и ошибки, Блинов Ф.А. приступает к ремонту и модернизации конструкции самохода. Были сделаны улучшения по управляемости, разработаны механизмы заднего хода, установлены литые из высококачественного чугуна звенья гусеницы с почвозацепами. Давление пара в котле поддерживалось 6 атмосфер, это позволяло приводить в движения два тихоходных паровых двигателя каждый из которых давал по 10 л.с., а вместе получалось 20 л.с. Если учесть возможность выдерживания значительной кратковременной перегрузки, то можно предположить, что при преодолении неожиданных препятствий самоход мог развивать мощность до 30-40 л.с. Вес самохода 10 тонн, скорость 3 км/час. Обслуживали самоход два человека: капитан в капитанской будке управлял ходом и следил за дорогой, а машинист обслуживал котел и паровые двигатели.
 В 1896 году самоход улучшенной конструкции выставляется на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Выставка была огромной и включала 20 отделов, а это намного больше, чем выставка в Париже, которая прошла годом раньше. Эту выставку посетил Николай II с супругой.
 Для России это было знаменательное событие. Преподаватели учебных заведений призывали своих студентов на каникулах посетить выставку. Очень заинтересовала выставка студентов, и Блинов каждый раз им объяснял, что именно гусеничный ход, а не колесный, необходим для сельского хозяйства взамен лошадей и быков.
 Много надежд возлагал Блинов на эту выставку, но его ожиданиям не суждено было сбыться. Не появился капиталист или чиновник, который бы мог в фабричных условиях изготовить самоход. 
 За создание самохода Ф.А.Блинова наградят грамотой, а за пожарные насосы он получит медаль. И с болью в душе скажет своему ученику Мамину Я.В.: «Разве я этого хотел?».
 Все русские изобретатели проходили через равнодушие и с трудом продвигали свои новаторские идеи, которые активно внедрял Запад.
 Кто проявлял интерес, так это немецкие предприниматели. Они упорно просили продать им трактор, на что Блинов не давал согласия. А вскоре в странах Западной Европы началось производство гусеничных тракторов.
 Первое изобретение Ф.А. Блинова стало основой тракторной техники и было использовано в техническом оснащении тяжелой промышленности.

Продолжение следует…

Музей открыт для посетителей с понедельника по пятницу с 10 до 18 часов, перерыв с 13:30 до 14:30 часов.

Возврат к списку



Официальный сайт сельского поселения Баранцевское
© 2012-2017.